Конечно же, одно из значимых культурны событий начала осени 2018-го – это прошедшая, как всегда, с успехом, ярмарка современного искусства. 70 галерей, 7 секций, 250 художников России, Америки, Ближнего Востока, Европы, образовательная программа Cosmoscow Talks… Масштаб мероприятия достиг уже такого уровня и предела, что выставочное пространство в последнее время пришлось дифференцировать. Собственно, такое разделение на практике было и осталось довольно условным, и многие посетители вообще не обращали особого внимания на эту немаловажную деталь. Так, секция Frame объединила галереи, у которых нет своего постоянного выставочного пространства, что вроде бы подразумевает, что это новые только что появившиеся галереи. Секция design, естественно, была посвящена современному дизайну, а очень интересная и удачно названная Past Perfect отдавала дань ставшим уже классиками отечественным современным художникам.
И все же самое интересное на любой выставке и на Cosmoscow тоже – увидеть ее своими глазами, а не глазами достойных критиков, людей, чьи мнения порой подхватывают разного рода «богемные» типы, кто и не в искусстве вовсе, а вот так – «околоискусства». Впрочем, не будем о грустном. Слава Богу, что достойных критиков больше, чем дилетантов.
Максим Трусов, Ксюша Ласточка, Viva la revolution, подрамник, холст, акрил
Из новых галерей, которые первый раз участвовали в ярмарке, мне показалась интересной основанная в 2016 году Futuro из Нижнего Новгорода, которая занимается и фотографией, и графикой, и живописью. Девиз галереи: «Искусство не должно быть доступным лишь избранным, оно адресовано всем». Для города галерея – своеобразное мультипространство, но главная цель – поддержка молодых талантливых художников современного искусств, а в рамках Cosmoscow были представлены Максим Трулов и Ксюша Ласточка.
Владимир Потапов. Высотка на Котельнической набережной из серии "Реальности". Дерево, масло, пленка
Из «старичков» по-прежнему в лидерах, на мой взгляд pop/off/art gallery, которая прочно обосновалась на Винзаводе и так же прочно ассоциируется с рядом художников, которых знают не только в России. Так, Владимир Потапов, представитель концептуальной живописи, номинант премии Кандинского, показал свою весьма провокационную серию «Реальности».
Таисия Короткова. Тюльпаны. Дерево, Гессе, масло
Любопытный и совсем немолодой художник Альберт Пеперманс был представлен молодой бельгийской галереей Artelli Gallery. Альберт Пеперманс живет в Брюсселе, и его красочную манеру легко узнать, а использует он бумагу, чернила и краски, сочетая абстракцию и реалии. Он выставляется по всему миру. Российского художника Таисию Короткову в рамках Cosmoscow показала созданная в Бельгии в 2012 году в Антверпене NK Gallery, которая позиционирует свою миссию как развитие межкультурных связей между Россией и Бельгией.
Художника Валерия Чтака (галерея «Треугольник»), наверное, пора уже относить как минимум к полуклассикам: он с 2002 года участвует в групповых и персональных выставках. Любитель платоновского «Котлована», Валерий предпочитает сопровождать свои полотна текстом, поэтому они порой напоминают плакаты, пусть не агитационные, но пояснительные.
Вообще без пояснений здесь порой трудно было разобраться – это вам не старые мастера! Вот подхожу к стенду Artis Gallery (на Винзаводе), которая представляла Дарью Неретину, долго «пробираюсь» сквозь ее изыски и думаю, думаю, думаю… Но на своем сайте Дарья, оказывается, все нам, неразумным, объяснила: «…Я прибегаю к своеобразной дихотомии, произвожу отрыв от телесности, при использовании максимально узнаваемых, физиологичных форм, я перерабатываю их в блеск и глянец глазурованной поверхности, в отражение на полированной стенке, в совершенный, искусственный объект». Как вам? Еще я заметила, как же полюбили современные художники слово «нарратив», которое вообще-то не из сферы художества, а совсем из другого мира. А уж если продолжить размышления по поводу «непонятного понятного», то мне очень понравилось, как в официальном каталоге написано про иностранных художников: «на ярмарке Cosmoscow Alvitr Gallery представляет двух художников из Венгрии и Словакии, предлагающих новые варианты существования картины».
Скажите, пожалуйста, как может существовать картина, где, зачем и в каком новом варианте?
Галина Мумрикова